GTranslate

Корзина

VirtueMart Корзина
В корзине билетов: 0 шт.
На сумму: 0

Морис Равель

ravel 1

Первая мировая война расколола жизнь Мориса Равеля на две части. С 1900-х годов его слава и признание росли с каждым новым сочинением. Один за другим на свет появлялись его шедевры , среди которых Квартет, фортепианные опусы («Игра воды», «Ночной Гаспар», «Отражения»), оркестровая «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» (по заказу С. Дягилева). В 1914 году композитор был назван «одним из самых привлекательных гениев, которые расцветали на земле Франции».
Начало войны стало для Равеля глубочайшим потрясением. Он попытался вступить в армию в качестве военного лётчика, но по состоянию здоровья был забракован комиссией. Официально освобождённый от военной службы, он всё-таки добился зачисления в действующую армию в качестве водителя санитарной машины. С октября 1915 года до весны 1917 года он был на самых опасных участках фронта и видел все бедствия войны. Вследствие нервного истощения и обморожения ног, хотя и без единой царапины, он был отправлен в тыл. В 1918 впервые проявилась его роковая болезнь мозга, но вплоть до последних сочинений 1933 года Равель ей сопротивлялся. К числу его шедевров добавилось симфоническое «Болеро», два фортепианных концерта, оркестровка «Картинок с выставки» Мусоргского, рапсодия «Цыганка». В последние пять лет жизни постепенно, но неуклонно прогрессировало заболевание - исчезала память, утрачивалась способность говорить, писать, ходить… ravel 2 После войны музыкальный стиль Равеля стал более аскетичным и графическим, а формы более спонтанными и непредсказуемыми. Появилось больше резких гармоний, «первозданных» звучаний фольклора и джаза. Равель отказывался говорить о своём опыте войны, о виденных им убитых и раненых под Верденом. Но в музыке мы можем распознать печать размышлений военных и послевоенных лет. В «Вальсе» это фантастическое и фатальное кружение венского вальса, заканчивающееся «крушением иллюзий». В Фортепианном концерте для левой руки (написанном для Поля Витгенштейна, потрявшего на войне правую руку) и в Сонате для скрипки и фортепиано №2 это «афро-американизмы», т.е. блюзовые ноты и джазовые ритмы, отразившие увлечение автора Америкой, во многом определившей итоги войны.

 

Запись с концерта 24 ноября 2012 года.