GTranslate

Корзина

VirtueMart Корзина
В корзине билетов: 0 шт.
На сумму: 0

Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Shostakovich-Dmitri-21Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная Д. Шостаковичем в 1934 году очень любима исполнителями-виолончелистами. Это классическое по форме, мелодичное, «романтичное», стилистически консервативное сочинение. Сам композитор выделял Виолончельную сонату, и когда в 1975 году администрация Ленинградской филармонии обратилась к Шостаковичу с вопросом, какое из произведений он порекомендовал бы для своего авторского вечера, в числе трех камерных сонат композитор назвал именно её.
Известно, что середина 1930-х годов отмечена в творчестве Шостаковича поворотом к «чистому инструментализму». Если в 20-е годы композитор пишет в основном сочинения для театра, музыку к кинофильмам, то затем картина меняется, и сам Шостакович говорит о «большом прорыве в области камерной музыки». Шостаковичу, как и другим композиторам в то время, приходится много писать, отчитываясь в газетах о своей композиторской работе. Особенно активно обсуждалась тогда проблема языка, его «чистоты», «простоты», понятности. Именно в этой связи Шостакович упоминает в таком «отчете» Виолончельную сонату: «В отношении «чистоты языка» мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной «благозвучности» сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
Классическая концепция сонаты предполагала воплощение довольно личного и целостного взгляда художника на мир — именно это можно обнаружить в сонате Шостаковича. Здесь композитор совершенно внятно говорит о вещах близких и понятных каждому музыканту, каждому человеку — о потоке жизни, течении будней, светлой мечте, о вторжении чего-то непреодолимого и бесчеловечного и т.д. — и для воплощения их он находит исключительно выразительный, «чистый» и неповторимо индивидуальный стиль.

Концерт во Дворце Белосельских-Белозерских
Санкт-Петербург, 16 марта 2013 г.
Д.Д.Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано 
Дмитрий Ганенко (виолончель), Станислав Соловьёв (фортепиано)