GTranslate

Корзина

VirtueMart Корзина
В корзине билетов: 0 шт.
На сумму: 0

Симфонические произведения Моцарта

mozart 200911171634579_middle

В светской жизни дворянской знати времён Моцарта музыка играла главную роль. Она сопровождала обеды, визиты, вечерние собрания друзей и семейные торжества. Главная прелесть инструментальной музыки состояла в её «свежести», в том, чтобы ощущался дух «ещё не высохших чернил». Нередко сами заказчики принимали участие в игре, обладая основательными навыками виртуозного исполнительства. Музыкальные вечера длились по многу часов подряд и включали симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты и арии. Для торжественных случаев композитор получал специальный заказ, и все проявляли особенный интерес к готовящемуся исполнению. Состав оркестра, соответственно, увеличивался.
Основной и самой праздничной формой оркестровой музыки была симфония. У истоков жанра - итальянская Sinfonia, т.е. увертюра для оперы или оратории, а чуть позже - отделившаяся от крупных произведений декоративная трёхчастная пьеса (весёлое Allegro – певучее Andante – финальное Allegro или Presto в очень быстром темпе). Именно такие итальянские небольшие симфонии стали образцом для 8-летнего композитора-вундеркинда Моцарта во время его пребывания в Лондоне. Масштабность, драматизм, мелодическая задушевность, контрастные противопоставления тем и более глубокое их развитие - новые качества «немецких» симфоний, которые осваивает Моцарт в годы своей жизни в Зальцбурге. Потом, по венскому нововведению, он начал добавлять четвёртую часть - Менуэт.
Симфония Соль мажор К.74 была написана Моцартом во время его первого путешествия в Италию весной 1770 года. Вступив на итальянскую почву, 14-летний композитор как будто вовсе забывает, что он «немец». В этой, лучшей из пяти симфоний, написанных в Милане и Риме, оркестр трактуется под явным итальянским влиянием – главная задача возлагается на струнные, а духовые (два гобоя и две валторны) служат лишь для усиления общего звучания. Симфонии присущ ярко выраженный итальянский склад – музыкальные темы не развиваются, но эффектно и элегантно повторяются. Лишь один раз Вольфганг «забылся» - в страстном эпизоде в соль миноре в финальном Рондо внезапно прорвался чуждый итальянцам «пафос». mozart 2009111716345720_middleДлительность симфонии совсем небольшая - около девяти минут. В ней нет Менуэта, и первая часть непосредственно связана с второй. Возможно, она предназначалась в качестве увертюры к опере «Митридат» (в рукописи рукой Моцарта помечено: Увертюра). Сравнивая эту маленькую Симфонию (№ 10) с грандиозной предпоследней Симфонией соль минор К.550 (№ 40) 1788 года, мы видим гигантский путь, пройденный Моцартом в этом жанре.
Знаменитая Сороковая симфония – одно из самых эмоциональных, можно даже смело сказать, «романтических» сочинений композитора, его прорыв в будущее. Это одна из его двух больших минорных симфоний, первая их которых, Симфония № 25, тоже была написана в тональности «соль». Первый опыт создания скорбной и страстной симфонической музыки не имел успеха в Зальцбурге, ибо эстетика аристократического XVIII века запрещала слишком широко распахивать двери в мир личных чувств и тревожить слушателей дисгармоничными переживаниями. В искусстве царили оптимизм и гедонизм. Отец Леопольд спрятал рукопись симфонии, чтобы её никто не мог скопировать, а сыну написал: «То, что не делает тебе чести, пусть лучше остается неизвестным..»
После ссоры с графом Коллоредо, ставшим князем-архиепископом Зальцбурга, Моцарт переезжает в Вену (1781), где его ждёт нелёгкая судьба свободного художника. Больше нет необходимости сочинять симфонии. В оставшиеся девять лет жизни их на свет появилось всего шесть (общее количество моцартовских произведений данного жанра – более 50). И это неудивительно. Симфонии в столице как будто вовсе вышли из моды, а сам Моцарт был интересен венцам прежде всего как виртуозный исполнитель на клавире. В театры приходили слушать его оперы, ему платили за уроки, а симфонии не сулили никакой прибыли… Через семь лет, в 1788 году, по специальному случаю он пишет три симфонии. В том же году, без всякого заказа, ещё три, последние три великие симфонии (№ 39, 40 и 41 «Юпитер»). История создания этой вдохновенной триады окутана тайной. Кажется невероятным, чтобы Моцарт писал что-то просто для себя, т.е. в стол.
mozart 2009111716345717В конце 80-х интерес к Моцарту упал, он отчаянно нуждался в заработках, делал долги. Виной тому были не только его непрактичность и расточительность, но и внешние причины. В результате реформ Иосифа II богатые меценаты не имели лишних денег на устройство музыки. Театры и публичные концерты посещали представители поддерживаемого императором среднего класса. Но неудачная война с Турцией истощила ресурсы абсолютно всех. Ходили слухи даже о закрытии Оперы, и многие из лучших певцов покинули Вену. В 1788 году карманы Моцарта были абсолютно пусты. Пару лет назад ему что-то удалось заработать на концертах в казино Траттнера. И вот теперь, в только что открывшемся казино Филиппа Отто, Моцарт решил снова попытать удачу. Пресыщенных и беспокойных венцев он надеялся удивить и, быть может, поразить не обычными в таких случаях фортепианными концертами, а новыми большими симфониями.
Чтобы сократить расходы, Моцарт переезжает в более дешёвую квартиру, но зато теперь у него есть тихий сад – прекрасное место, чтобы вооружиться пером и бумагой и создать шедевры! Там он и сочиняет свою бурную сумрачную 40-ю, обрамлённую солнечными 39-й и 41-й . Три симфонии всего за два летних месяца!
Существует легенда, что Моцарт так никогда и не услышал свою 40-ю симфонию. Но некоторые факты указывают на то, что её играли и при жизни автора, и, быть может, не один раз. Нельзя только с уверенностью сказать, звучала ли она там, где ей было предназначено – в казино на Шпильгассе.

История создания популярной и всеми любимой Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром Ми-бемоль мажор, напротив, хорошо известна. Также известно, что Вольфганг никогда её так и не услышал.
В 1778 году солистом знаменитого мангеймского оркестра стал его любимейший скрипач Френцль. Узнав об организации в Мангейме «Академии любителей» и воодушевлённый друзьями, Моцарт сразу взялся сочинять для них две Концертные симфонии (симфонии с участием группы солирующих инструментов). Работа над Кончертантой для скрипки и альта пошла особенно быстро и с размахом – ведь её будут играть изумительные музыканты и несравненные солисты-виртуозы! Но!..Внезапно пришло известие о роспуске оркестра и переезде курфюрста Макса Иосифа в Мюнхен. Бесценная Концертная симфония осталась никому не нужной…



Видео с концерта 17 февраля 2013 года