GTranslate

Корзина

VirtueMart Корзина
В корзине билетов: 0 шт.
На сумму: 0

Статьи о музыке

Гайдн - Симфония № 104

Йозеф Гайдн сам сочинил себе эпитафию: Пришел, писал, жил. (Veni, scripsi, vixi). За этими словами - долгий жизненный и творческий путь, не слишком богатый внешними событиями, но на редкость плодотворный и художественно значимый. В его наследии около 800 сочинений разных жанров – от обработок народных песен до грандиозных ораторий. Гайдн создал классические образцы симфонии и квартета и уже при жизни пользовался исключительным авторитетом.Тридцать лет без перерыва Йозеф Гайдн служил… читать дальше

Итальянские арии

Надо признать, что итальянская опера, как любая опера вообще, – это типичный «нас возвышающий обман». Искусственные (и искусные), надприродные и сверхчеловеческие голоса выражают чувства и страсти на пределе, на пике, на вершине возможного для героев и невозможного для обычных людей. Эти запредельные энергетические вибрации концентрируются в ариях – портретах-характеристиках главных действующих лиц. Оторванные от контекста сценического действия и исполняемые в концертных программах, они похожи… читать дальше

Бетховен Соната для виолончели и фортепиано №1

Соната № 1 фа мажор для виолончели и фортепиано написана Бетховеном в 1796 году во время концертного турне, которое он совершил не только в качестве композитора, но и как пианист. 21 и 28 июня Бетховен выступал с концертами в Берлине. По видимому, две первые виолончельные сонаты были сочинены чуть ли не буквально перед концертом. Однако скорее всего исполнителем этих сонат был не он, а Жан Луи Дюпор. К моменту приезда Бетховена в Берлин старший Дюпор занимал пост дирижера капеллы, а первым… читать дальше

Моцарт - Концертная симфония для скрипки, альта и виолончели с оркестром

От Тройного концерта (Концертной симфонии) ля мажор для скрипки, альта и виолончели с оркестром В.А. Моцарта сохранилось лишь Allegro, причём его вторая половина осталась без выписанной оркестровой партии. Мы бы никогда не услышали этого шедевра, если бы не Отто Бах, дирижёр и капельмейстер Моцартеума, который в конце XIX века попытался восстановить оркестровую партию. Судя по музыке, сочинение должно было стать такой же серьёзной вехой в творчестве композитора, как и Двойной концерт… читать дальше

Симфонические произведения Моцарта

В светской жизни дворянской знати времён Моцарта музыка играла главную роль. Она сопровождала обеды, визиты, вечерние собрания друзей и семейные торжества. Главная прелесть инструментальной музыки состояла в её «свежести», в том, чтобы ощущался дух «ещё не высохших чернил». Нередко сами заказчики принимали участие в игре, обладая основательными навыками виртуозного исполнительства. Музыкальные вечера длились по многу часов подряд и включали симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты и арии.… читать дальше

Моцарт Пятый скрипичный концерт

Четыре из пяти концертов для скрипки Моцарта появились сразу, друг за другом в 1775 году, в Зальцбурге, когда композитору было девятнадцать лет. Вундеркинд, ищущий самые достойные образцы для подражания на пороге обретения собственного языка, становится в этих концертах зрелым и оригинальным мастером музыкальной композиции. Сквозь гедонистическую развлекательность «лёгкого жанра» в них уже проглядывают дерзкие личные черты Моцарта-гения. Самый известный – Пятый Ля-мажорный концерт. Блестяща и… читать дальше

Георг Филипп Телеман

При жизни слава Георга Филиппа Телемана не уступала славе Генделя, его ставили выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист. Он был знаменит во всей Европе, поэты слагали стихи в его честь, города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. XIX век открыл и возвеличил Баха, а Телеман оказался в его тени, как чрезвычайно продуктивный «ремесленник», сочинявший быстро, легко и очень профессионально, но лишь в традиции и согласно моде своего… читать дальше

К.Ф.Э.Бах - Симфонии для струнных

Второй сын Иоганна Себастьяна Баха Карл Филипп Эммануил при жизни стяжал репутацию ведущего композитора протестантской Германии, несравненного педагога и блестяще одаренного мастера клавирной музыки. Он считается одним из предшественников и основателей классического музыкального стиля. Главную заслугу Филиппа Эммануила современники видели в создании «выразительного» или «чувствительного» стиля клавирной музыки. Слушателей трогали взволнованность и изящество сонат и импровизационных фантазий… читать дальше

Перголези - Stabat Mater

В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный, главным образом своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя, где проходила, в основном, его деятельность, он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому - начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года - Stabat Mater. Stabat Mater dolorosa - «Мать скорбящая стояла» - одна из средневековых секвенций (песнопений,… читать дальше

Карл Рейнеке

Во второй половине ХIХ века Карл Рейнеке пользовался уважением как один из самых влиятельных музыкантов и один из самых уважаемых композиторов. Рейнеке обучался игре на фортепиано у своего отца, отличного педагога. Начал сочинять в семь лет, впервые выступил публично как пианист в двенадцать лет. С 1843 по 1846 гг. учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано и композиции. С 1854 года директор Бременской консерватории, с 1859 года - Вроцлавской вокальной академии. С 1851 по 1854 год… читать дальше

Моцарт - Концертная симфония для гобоя, кларнета, валторны и фагота с оркестром

Моцарт приехал в Париж в 1778 году искать славы, успеха и прибыльной должности. Но неудачи его преследовали одна за другой. Ему были крайне необходимы уроки, наносить же бесконечные визиты аристократам он не мог из-за дороговизны экипажей. Его обнадёжил Новерр заказом на большую оперу «Александр и Роксана», но оперный план закончился буквально «ничем» - балетом «Безделушки» (Les Petits riens), дружеским подарком балетмейстеру, имя которого, как единственного автора, стояло в афише. Директор… читать дальше

Моцарт Третий скрипичный концерт

Что на самом деле происходило в Зальцбурге с лета до конца 1775 года? 19-летний Моцарт, уже начинавший тяготиться службой у архиепископа Зальцбургского, сочиняет один за другим, в каком-то загадочном творческом порыве пять скрипичных концертов. Два первых концерта ещё итальянские по стилю. По своему лёгкому, развлекательному характеру они близки дивертисментам и серенадам. Но уже Третий концерт соль-мажор – это поразительный взлёт вдохновения и уже типично моцартовское свободное выражение… читать дальше

И.С.Бах - Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор

Барочное ансамблевое музицирование - артистически непринужденный диалог нескольких музыкантов, в котором каждый имеет равные возможности проявить свое мастерство и индивидуальность. В совместном творчестве коллектива барочных инструменталистов даже композитор - лишь первый среди равных: он задает темы для музыкального общения, определяет его правила, но не лишает коллег-музыкантов инициативы. В период барокко музыку понимали как «язык звуков», солист выстраивал свое «повествование» в… читать дальше

Шостакович Соната для виолончели и фортепиано

Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная Д. Шостаковичем в 1934 году очень любима исполнителями-виолончелистами. Это классическое по форме, мелодичное, «романтичное», стилистически консервативное сочинение. Сам композитор выделял Виолончельную сонату, и когда в 1975 году администрация Ленинградской филармонии обратилась к Шостаковичу с вопросом, какое из произведений он порекомендовал бы для своего авторского вечера, в числе трех камерных сонат композитор назвал именно её. Известно,… читать дальше

Вивальди - Концерт для скрипки, двух виолончелей и струнных До мажор RV561

Антонио Вивальди – выдающийся скрипач и композитор, один из ярчайших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. Он написал более 500 концертов для разных составов, множество сонат, 46 опер, 3 оратории, 56 кантат, десятки культовых произведений. Самым излюбленным жанром в его творчестве был инструментальный концерт. Жанр концерта особенно привлекал композитора широтой своего воздействия, доступностью для большой аудитории, динамизмом трёхчастного цикла с преобладанием быстрых… читать дальше

Неаполитанские песни

Неаполь с незапамятных времён был центром высокого оперного искусства, он стал и подлинной столицей популярной песни. Неаполитанские песни, подобно русским романсам, и глубоко национальное явление, и художественное достояние всего мира. Гораздо больше известно, кто из великих артистов их исполнял, чем имена их талантливых сочинителей. Авторами были и представители социальных низов, безвестные и бедные музыканты, и представители высших слоёв городской общественности. Случалось, что мелодии… читать дальше

Андрей Тихомиров - опера "Дракула"

26-27 октября 2007 года в Петербурге по инициативе "Концертного Общества Санкт-Петербурга" состоялась премьера оперы Андрея Тимхомирова "Дракула» в концертном исполнении с элементами театрального спектакля. Режиссер Жорж Девдариани, дирижер и художественный руководитель проекта Алексей Орловецкий. Содержание оперы представляет из себя новую версию классического стокеровского сюжета. Комедийные моменты переплетаются здесь с элементами "готического" триллера, а утонченная, «порочная» эротика – с… читать дальше

Иоганн Вильгельм Хертель (1727-1789)

И.В. Хертель, скрипач по образованию, был и одним из первых исполнителей на фортепиано. Его скрипичные и клавирные концерты, а также концерты для других инструментов входят в число наиболее оригинальных произведений своего времени. Это яркие образцы классицизма 1760-х – 1770-х годов, объединяющего в себе неистовые и бурные жесты «Бури и натиска» с чувствительностью и выразительностью галантного стиля. Кроме концертов в наследии Хертеля числятся 40 симфоний, музыка к драматическим пьесам,… читать дальше

Гайдн - Скрипичный концерт Соль мажор

Йозеф Гайдн написал множество концертов для разных солирующих инструментов, но их ждала довольно странная судьба. Многие произведения утеряны (в их числе концерты для баритона (виолы ди бардоне), для фагота, для контрабаса, для валторны и дуэта валторн, для скрипки, для флейты, для виолончели...). Но при этом до наших дней дошло немалое число концертов, которые исполняются как гайдновские, хотя их авторство весьма сомнительно... Из девяти скрипичных концертов, ранее приписывавшихся Гайдну, ему… читать дальше

Мендельсон - Струнный квартет ля минор, соч.13

В отличие от других рано развившихся гениев – Моцарта и Бетховена – Феликс Мендельсон-Бартольди не был рождён в музыкальной семье. Это не помешало ему сочинить свои первые сонаты, песни, кантаты, органные опусы и даже симфонию, когда ему ещё не было шестнадцати. А в свои семнадцать он создал первый безусловный шедевр – Увертюру к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». В возрасте восемнадцати лет, когда на свет появился его ля-минорный квартет соч. 13, Мендельсон уже был опытным композитором… читать дальше

Прокофьев Соната для скрипки и фортепиано №2

Соната для скрипки и фортепиано Ре мажор (№ 2) Сергея Прокофьева – это скрипичное переложение его сонаты для флейты и фортепиано, сделанное автором по просьбе и совместно с Давидом Ойстрахом. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев, – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись главным образом штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Замысел сонаты возник ещё в годы… читать дальше

И.С.Бах Сонаты для скрипки и клавесина

«Шесть сонат для концертного клавесина и скрипки соло» И.С. Бах написал во время своего пребывания при дворе принца Леопольда Анхальт-Кётенского. Князь был покровителем искусств и прекрасным музыкантом – играл на клавесине, скрипке и виоле да гамба. Как кальвинист по вероисповеданию, он был противником пышной церковной литургии, поэтому Баху не нужно было сочинять музыку для богослужений, и всё своё время он посвящает светским жанрам - для исполнения придворной инструментальной капеллой и для… читать дальше

Моцарт 29 симфония

Симфония № 29 была закончена Моцартом 6 апреля 1774 года и была художественным результатом третьего итальянского путешествия. В Милане состоялась премьера его оперы «Луций Сулла». По возвращении в Зальцбург он получает должность концертмейстера при дворе правящего архиепископа. Моцарту всего семнадцать лет, но он уже способен создавать такие серьёзные законченные инструментальные композиции, как его пять симфоний 1773-74 гг., среди которых 25-я соль минор и 29-я Ля мажор - самые известные. По… читать дальше

Морис Равель

Первая мировая война расколола жизнь Мориса Равеля на две части. С 1900-х годов его слава и признание росли с каждым новым сочинением. Один за другим на свет появлялись его шедевры , среди которых Квартет, фортепианные опусы («Игра воды», «Ночной Гаспар», «Отражения»), оркестровая «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» (по заказу С. Дягилева). В 1914 году композитор был назван «одним из самых привлекательных гениев, которые расцветали на земле Франции». Начало войны… читать дальше

Ранние симфонии Гайдна

Тридцать лет Гайдн состоял руководителем капеллы богатейшей венгерской семьи Эстергази, пользуясь по очереди покровительством трёх её князей, имея твёрдый заработок и работая с оркестром столько, сколько того требовала его страсть к экспериментам. «Я мог в качестве руководителя оркестра пробовать, наблюдать, что производит впечатление, а что его ослабляет, - и, следовательно, улучшать, прибавлять, отсекать, рисковать… таким образом я должен был стать оригинальным». В своих многочисленных… читать дальше

Бетховен Пятый фортепианный концерт

Слава пришла к молодому Бетховену прежде всего как к концертирующему виртуозу, а более всего - как к импровизатору. Его ученик Фердинанд Рис говорил, что бетховенские импровизации «являлись самым замечательным из всего, что приходилось слышать». Композиторы той эпохи чаще всего были одновременно и исполнителями. Они могли демонстрировать свой дар сочинителя, виртуоза и импровизатора в академиях – так назывались тогда публичные концерты оркестровой музыки, в которых игрались новые и ещё не… читать дальше

Иоганн Адольф Хассе (1699 - 1783)

Мало кто из оперных композиторов в середине XVIII века мог сравниться с Иоганном Адольфом Хассе не только по своей популярности, но и по мастерству. Его имя гремело по всей Европе, а его творения были равно любимы и монархами, и рядовыми подданными. Хассе называли «королём bel canto». И царил он на театральном Олимпе безраздельно, пока не заявили о себе в полную силу Глюк и Моцарт. Началась новая эпоха музыкальной истории, и о Хассе забыли. Рукописи его пылились в архивах многие десятилетия,… читать дальше