GTranslate

Корзина

VirtueMart Корзина
В корзине билетов: 0 шт.
На сумму: 0

Мендельсон - Струнный квартет ля минор, соч.13

Mendelssohn in_1829_Aquarell_von_James_Warren_Childe_1829В отличие от других рано развившихся гениев – Моцарта и Бетховена – Феликс Мендельсон-Бартольди не был рождён в музыкальной семье. Это не помешало ему сочинить свои первые сонаты, песни, кантаты, органные опусы и даже симфонию, когда ему ещё не было шестнадцати. А в свои семнадцать он создал первый безусловный шедевр – Увертюру к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». В возрасте восемнадцати лет, когда на свет появился его ля-минорный квартет соч. 13, Мендельсон уже был опытным композитором камерной музыки - за его плечами были струнные квинтет и октет, два фортепианных квартета. Среди его дальнейших достижений как композитора, дирижёра, исполнителя, исследователя, педагога (а был он ещё и отличным рисовальщиком и акварелистом) – возвращение из забвения наследия Баха, а также редактирование ораторий Генделя с позиции верности оригиналу, что было в то время абсолютно новым подходом в издательской работе. Он первым продирижировал симфониями Р. Шумана. Вместе с Шуманом и Фердинандом Давидом в 1847 году основал Лейпцигскую консерваторию. …Умер внезапно в 1847 году в возрасте тридцати восьми лет, до последнего дня оставаясь неутомимым творцом и музыкально-общественным деятелем.FelixMendelssohn

1827-й – это год смерти Бетховена и время создания Струнного квартета соч. 13. Эти события связаны явными и тайными узами. Дух великого классика как-будто продолжил свою жизнь в сочинении юного гения-романтика. А мотивы и композиционные идеи поздних бетховенских квартетов будто приняли новое обличие в нотном тексте Мендельсона. Кажется удивительным, что столь молодой музыкант, - хотя и с чудесным воображением и настолько профессионально оснащённый - обладал таким уникальным даром понимать художественную ценность музыки прошлого и настоящего! Бетховен ведь давно уже вышел из моды... Героем дня был Россини. Главные авторитеты музыкального мира Карл Мария фон Вебер и Людвиг Шпор расценивали поздние квартеты Бетховена как бред невменяемого, глухого старика, больного телом и духом. А 18-летний Мендельсон оценил их как чудо одухотворённости, интеллекта и композиторской техники. Он внимательно изучил их, усвоил и адаптировал для себя их формальные приёмы, их необычные звуковые эффекты и новизну гармоний.
Одно из прямых напоминаний – подзаголовок мендельсоновского квартета «Ist es wahr?» (Это правда?). Это цитата из его песни «Frage» (Вопрос), где звучат такие слова: «Это правда, что ты всегда меня ждёшь, гуляя средь лесов?». Этот трёхзвучный песенный мотив проходит сквозь все четыре части квартета, открывает и завершает его. А отсылает этот вопрос и этот мотив к бетховенскому «Muss es sein?» (Это должно быть?) в словесном подзаголовке и музыкальной теме финала его последнего 15-го квартета. Есть и другие прямые намёки и композиционные соответствия. При всём при этом, воспринятая композиторская техника служит уже совсем другим выразительным задачам. Вместо созерцательности, философской самоуглубленности и отрешённости позднего Бетховена мы слышим романтическую взволнованность и бурлящую непосредственность чувств нового времени.

Концерт струнного квартета "МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР" в Александро-Невской Лавре,
Санкт-Петербург, 11 ноября 2012 г.
Андрей Проказин (скрипка), Наталия Поползина (скрипка), Борис Баринов (альт), Вадим Мессерман (виолончель).
Ф. Мендельсон (1809 - 1847) Квартет № 2 ля минор, соч. 13
Adagio -- Allegro vivace
Adagio non lento
Intermezzo (Allegretto com moto -- Allegro di molto)
Presto -- Adagio non lento